Обратная связь


ТАК ПОСТИЛИСЬ НА РУСИ

Сейчас все больше людей понимают необходимость и неизбежность возврата к вере, традициям и обрядам наших предков, охватывающим все сферы жизни человека. Одно из первых мест в этом ряду занимает исполнение поста. Это непросто исторически сложившийся способ питания в определенное время года, но целый комплекс, в первую очередь духовного развития. Неоценимую помощь в этом нам оказывает и работа архимандрита Иоанна (Маслова), чьи мудрые напутственные труды необходимы как пожилому, так и молодому человеку, только отправляющемуся в жизненный путь. Если вас одолевают сомнения, непереносимыми становятся страдания, одиночество стоит на пороге, вспомните слова отца Иоанна: «Любить добро, плакать с плачущими, радоваться с радующимися — вот в чем духовная красота!». И, поверьте, вам станет легче.

Приступая к разговору о том, как постились наши предки, вполне отдаю себе отчет, что эта тема вызовет у читателей неодинаковое отношение.

Мы же сосредоточимся на повествовании о том, зачем нужны посты и как их соблюдали в старину.

Почему возник замысел рассказать именно об этом? А потому, что пост для православного верующего имеет значение дисциплинарной меры, и тот, кто его соблюдает, совершенствует свой дух, укрепляется нравственно. Человек, ограничивая себя в еде, помнит, что он это делает во имя Христа. Великие муки принял Христос ради людей. Так большой ли подвиг — умерить прием пищи, чтобы возвыситься духовно?

К сожалению, у нас не много сыщется добровольцев, готовых обречь себя на муки голода. Никто не хочет ни в чем себе отказывать. Это становится формулой комфортного благополучия существования. Поэтому опасаюсь, что слова мои не до всех сердец дойдут. Но, опасаясь, одновременно надеюсь, что есть много людей, в том числе молодых, которые сознают отрицательные последствия пресыщенности.

Постоянное удовлетворение потребностей — не только в еде — притупляет чувства и мозг, расслабляет душу и тело и часто приводит в угнетающим эмоциям, к досаде и тоске. В старину прекрасно понимали, что радость и легкость душевная добываются человеком через подвижнический труд, а то и через укрощение плоти.

Итак, представим себе средневековую Русь. Наши благочестивые предки строго соблюдали посты. Исполнение церковного устава, церковных традиций считалось обязательным для всех слоев общества. Ярче всего это проявлялось в дни Великого поста или Святой Четыреде-сятницы. Лощение в этот период было обставлено особенно строгой системой требований, обрядов и обычаев, которые охватывали всю духовную жизнь верующего. Особая строгость соблюдалась верующими во время приготовления к принятию Святых Тайн.

Проповедники придавали посту большое значение. «Пост душу очищает, и тело просвещает, и на небо возводит». Однако пост непременно должен соединяться с добрыми делами. «Пост без добрых дел неприятен есть».

Великий пост христиане проводили очень строго, и поэтому предписаний о нем сохранилось гораздо больше, чем о других постах. В этот период большая часть седмиц (недель) и воскресений носила особые календарные названия. Воскресенье перед Масляной неделей называлось «Мясное заговенье» (Мясопуст). Воскресенье после Масленицы носило названье «Недели сыропустной». Саму Масленицу именовали «Сырной», «Масляной» или «Молочной неделей». Впервые название «масленица» встречается в XVI веке. Первая седмица Великого поста именуется в летописях «Чистой», «Федоровой». Воскресенье после этой недели носило название «Сбора», «Честного сбора», «Недели соборной». Это название происходило от того, что священники в этот день обыкновенно съезжались на ежегодный епархиальный собор к епископу. Четвертая неделя известна в летописях под именем «Средокрестной», «Среднеговения», пятая — под именем «Похвальной». Шестая носила название «Вербницы», «Цветной», «Цветоносной».

Особо следует сказать об обычае прощения, который берет свое начало в глубокой древности. Он перешел к нам на Русь из восточных монастырей, о чем упоминается еще в Житии преподобной Марии Египетской.

Как иноки, так и миряне в «Прощеное воскресенье» в торжественной церковной обстановке прощали друг другу все согрешения. Народный обычай прощения в Древней Руси заключался в том, что после вечерней молитвы младшие члены дома с земными поклонами просили прощения у старших, старшие в свою очередь, испрашивая прощения у них, кланялись в пояс. Христиане ходили «прощаться» со знакомыми, со священниками - своими духовными отцами. Они посещали могилы, «прощаясь» с умершими родственниками.

Дисциплинарная сторона великого говения, зафиксированная впоследствии уставами, была далеко не единообразна. Три главных устава определяли обрядовую жизнь Восточной церкви: Студийский — преподобного Феодора Студита, который был в какой-то мере снисходительным; Иерусалимский, или преподобного Саввы Освященного, отличавшийся наибольшей строгостью; Афонский — преподобного Афанасия, своим содержанием напоминавший Студийский.

В Русской церкви имели определяющее значение особенно два первых устава: Студийский и Иерусалимский.

Студийским уставом во время Великого поста инокам предписывалось вкушать пищу в 3-м часу пополудни, и притом один раз в день, а в праздники, субботы и воскресенья — два раза. Наиболее строгий пост соблюдался в первую и третью (Крестопоклонную) недели, когда разрешалось лишь сухоядение. В пищу употреблялись сушеные и неразваренные плоды, притом без масла. Вино принимать запрещалось, вместо него пили так называемое благосмешение из перца, тмина и аниса.

Для мирян же было некоторое послабление. Они принимали пищу однажды в полдень, кроме суббот и воскресений. В первую неделю вместо вина пили по одной чаше кваса. Однако, по другим предписаниям, полагалось и для мирян сухоядение, то есть хлеб с капустой, редька, горох в первую неделю поста, а также в остальные недели до Вербного воскресенья по понедельникам, средам и пятницам. По вторникам и четвергам разрешалось вкушать «горох и яглы» (род мха), икру, пить мед пресный и житный квас. На Страстной седмице в понедельник и среду — хлеб и капусту, во вторник и четверг предписывалось вкушать «горох и яглы», в Великий пяток только сочиво. В Великую Субботу вареная пища запрещалась, но разрешалось вечером «мало есть и пить» (сухоядение).

Больным «вельми» и матерям-родильницам разрешалась рыба, кроме среды и пятницы, во все недели поста.

Предписания устава Иерусалимского о том же посте гораздо строже. Например, на Страстной седмице и миряне, и иноки могли есть лишь хлеб, «зелие неварено» и пить воду с воздержанием. В Великий Четверг разрешалась вареная пища, но без масла. Великую Пятницу предписывалось проводить без пищи, а в Великую Субботу — поститься до 9 часов вечера, после чего разрешалось вкушать хлеб. В субботы и воскресенья мирянам и инокам разрешалось масло и вино.

В XVI и XVII столетиях строгость соблюдения поста вошла в русское общество так прочно, что стала как бы составной частью самой религиозной жизни народа.

На первой неделе Великого поста шумная русская столица словно засыпала. Никто без нужды не появлялся на улице. Магазины в первые три дня были закрыты. Все жители не производили ни продажи, ни купли, но неопустительно присутствовали за богослужением, носили простую одежду. Все питейные заведения были закрыты вплоть до пасхальной среды. Страстная седмица, как было отмечено выше, проводилась еще строже. Некоторые наиболее ревностные христиане во весь пост не вкушали ничего приготовленного на огне, довольствуясь сухоядением, другие принимали пищу только на закате солнца. Родители заставляли поститься даже младенцев.

О строгости соблюдения Великого поста на Руси архидиакон Павел Алеппский, посетивший Москву с Макарием, патриархом Антиохийским, при патриархе Никоне писал следующее: «В этот пост мы переносили с ним большие мучения, подражая им против воли, особливо в еде: мы не находили иной пищи, кроме размазни, похожей на вареный горох и бобы, ибо в этот пост вообще совсем не едят масла. По этой причине мы испытывали неописуемую муку... Как часто мы вздыхали и горевали по кушаньям нашей родины и заклинали, чтоб никто впредь (в Сирии) не жаловался на пост».

Православный русский народ с большой любовью нес подвиг поста. Но гораздо труднее было воздержаться от спиртных напитков. И для того чтобы предотвратить пьянство и разгул во время Великого поста, в начале поста стрельцы, по повелению царя, опечатывали все питейные дома, и они оставались закрытыми до истечения пасхальной среды.

Кроме воздержания в пище и питии, уставом предусматривалась во время поста усиленная молитва с поклонами. Так, по Студийскому уставу полагалось ежедневно 240 земных поклонов. Предписывались поклоны большие и средние. Большие совершались головой до земли или на «коленцах», средние — в пояс. По учению святых отцов поклоны, как и пост, имели ту же задачу — «томить плоть свою, да не воюет на дух».

Относительно так называемых малых постов (Петрова, Филиппова и Успенского) сохранилось значительно меньше предписаний.

В уставах Русской церкви до XIV века упоминалось лишь три поста и предписывалось христианину причащаться трижды в год: в Великий пост, в Петров и Филиппов, которые св. Иоанн Златоуст в слове о Великом посте и Апостольском называет тремя светилами: «сими треми очищаются человецы от греха покаянием и милостынею». Предписания относительно Успенского поста появляются на Руси только в XIV — XV веках. Таким образом, с этого времени в Русской церкви начинают соблюдать четыре поста, и церковные власти стали предписывать христианам говенье четыре раза в год.

Наивысшим подвигом во время поста считалось милосердие к ближним. Каждому христианину вменялось церковью проявлять постоянную заботу о своих братьях, находящихся в бедности. Милостыня бедным на Руси рассматривалась как необходимая спутница говенья, придающая ему нравственную ценность. «А еще кто постится не творя милостыни» то не успевает ничтоже».

На Руси бытовал еще и такой обычай — перед постом выпускать на волю птиц в надежде, что и Бог точно так же освободит от прегрешений. Многие знатные люди в дни поста считали необходимым находиться в мире и прощать всем обиды. Так, например, Киевский князь Владимир Мономах, воюя с Муромским князем Глебом, согласился на его просьбу о мире. «Владимир же сжалился тем, еже проливашеся кровь в дни Великого поста».

В VII веке Павел Алеппский отмечал, что в Москве мало бедных, просящих милостыню, так как было «много домов для помещения их и ежедневная выдача потребного для жизни». Кроме того, бедные были распределены по разрядным спискам между боярами для получения ежедневного пропитания.

Особое внимание древние проповедники уделяли принятию Святых Тайн, они увещевали верующих причащаться как можно чаще, чтобы не дать диаволу доступа к душе.

Исторические документы свидетельствуют, что благочестивые и богобоязненные христиане приобщались Святых Тайн каждую неделю Великого поста.

Что касается малых постов, то христиане Древней Руси причащались в самый день праздника: Петров день, Рождество Христово и Успение Божией Матери.

Церковный устав Древней Руси строго предписывал соблюдение чистоты супружеской жизни. Особое воздержание соблюдалось в Великом посту и перед причащением Святых Тайн, согласно слову апостола Павла, советовавшего супругам иметь воздержание по взаимному согласию во время поста и молитвы.

Отличительной особенностью духовной жизни русского народа было благочестие, глубоко поражавшее иностранцев. Духовным идеалом людей того времени был монах-»подвижник», всецело посвятивший себя служению Богу.

И в домашнем быту, и в общественной жизни чувствовался монастырский уклад. «У всякого в доме,— писал Павел Алеппский, имеется бесчисленное множество икон, украшенных драгоценностями, ибо любовь их к иконам и вера весьма велики».

Образ жизни московитян никогда не нарушал правил умеренности. Больше всего антиохийские гости дивились чрезвычайной скромности русских, смирению перед бедными и их частым молениям. Причем монастырский уклад жизни не был чем-то извне насаждаемым, а, наоборот, вытекал из внутренней, сердеч- ной потребности глубоко верующего русского народа. Внешняя строгость была лишь проявлением сосредоточенности на внутренней, «невидимой» брани, стремления очистить себя от всякой нечистоты для единения с Богом. Поэтому и в рамках строгого уклада жизни русские люди чувствовали себя естественно, свободно и просто.

Из сказанного вытекают два вывода. Во-первых, говенье на Руси понималось как процесс полного, всестороннего нравственного перерождения верующих. В этом процессе главное место отводилось посту, молитве, исповеди и причащению Святых Тайн. Во-вторых, церковь и государственная власть в Древней Руси ревностно заботились о духовном совершенствовании народа и ступень за ступенью вели его к надлежащему пониманию и исполнению православных церковных установлений.



Медмагазин с доставкой по Украине предлагает: ортопедическая обувь | ортопедическая обувь для детей | медицинская обувь | ортопедические стельки | силиконовые стельки | купить ортопедические стельки