Обратная связь



ЧТО МОЖЕТ ВАШ РЕБЕНОК

Многочисленные исследования свидетельствуют: без регулярных занятий физической культурой деятельность функциональных систем организма начинает ухудшаться с 13 (!) лет. А наши дети стали недопустимо мало двигаться. Сидят в школе, за приготовлением уроков, у телевизора...

Движение, физкультура - необходимое условие правильного развития ребенка. Под воздействием физических упражнений становится более прочными кости, суставы и связки, укрепляются мышцы брюшного пресса и спины, образуя естественный мышечный корсет, формируя правильную осанку. Занятия физкультурой благотворно сказываются на деятельности всех внутренних органов, особенно сердца и легких. Сердечные сокращения становятся более редкими, но более мощными. Легкие увеличиваются в объеме, их жизненная емкость повышается. В результате в организм поступает больше кислорода, полнее удаляется углекислота, то есть улучшается газообмен, усиливаются окислительные процессы, улучшается усвоение тканями питательных веществ.

Специальные исследования показали, что гимнастика, игры, спорт развивают у детей память и внимание, точность и быстроту движений, дисциплинированность и логическое мышление, трудолюбие и настойчивость.

Первое знакомство ребенка с разнообразным миром движений происходит в семье, и именно родители должны пробудить у него интерес к занятиям физической культурой, привить любовь к ним. Огромную пользу здоровью детей приносят даже кратковременные, но ежедневные занятия физическими упражнениями под руководством и контролем родителей. Еще лучше - вместе с ними.

Прежде чем начать целенаправленные тренировки, надо выполнить два условия. Первое - получить разрешение педиатра: как бы хорошо вы ни знали своего ребенка, оценить его состояние может только врач. Второе - определить уровень физического развития, физическую подготовленность ребенка. Это вы можете сделать сами.

Результаты простых расчетов и тестов помогут выявить двигательные навыки и качества, которые надо развивать у вашего ребенка, выбрать упражнения, которые ему необходимо выполнять. Кроме того, периодический контроль с использованием приводимых ниже формул и тестов даст вам возможность судить об эффективности занятий, послужит стимулом для их продолжения.

Предлагаем вам двигательные тесты и формулы расчета индекса физического развития младших школьников (7 - 10 лет).

Уровень физического развития ребенка можно определить при помощи следующей системы.

I. Вычислите индекс физического развития по формуле: рост - (масса тела + окружность грудной клетки).

II. В соответствии с этим индексом определите по шкале номер группы, к какой относится ваш ребенок.

III. Выполните двигательные тесты. Лучше это сделать за два дня.

Индекс физического развития Номер группы
23,0 и ниже I
23,1 - 30,9 II
31,0 -37,9 III
38,0 -42,9 IV
43,0 и выше V
  1. ПРЫЖОК В ДЛИНУ С МЕСТА дает представление о скоростно-силовых качествах, силе мышц ног. Проводится на нескользкой поверхности от определенной отметки (черты). Отметкой могут служить край ковра, половицы, положенная на пол веревочка. Сделав взмах руками назад, ребенок резко выносит их вперед и, толкнувшись обеими ногами, прыгает как можно дальше. Длина прыжка измеряется от черты до точки касания пятками пола. Засчитывается лучшая (в сантиметрах) из трех попыток.
  2. СГИБАНИЕ И РАЗГИБАНИЕ РУК СЕМЕЙНЫЙ КОВЧЕГ В УПОРЕ ЛЕЖА (при выпрямленном туловище) позволяет оценить силовые качества, силу мышц рук и плечевого пояса. Выполняя упражнение, ребенок опирается на выпрямленные в локтях руки и носки ног. Следите, чтобы во время сгибания рук живот не касался пола. Засчитывается количества выполненных упражнений.
  3. БРОСКИ И ЛОВЛЯ МЯЧА (диаметром 15 сантиметров) двумя руками с расстояния одного метра от стенки в течение 30 секунд в максимально быстром темпе свидетельствуют о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции. Засчитывается количество пойманных мячей.
  4. ПОДНИМАНИЕ ТУЛОВИЩА В СЕД из исходного положения лежа на спине (руки вперед, спина прямая) дает представление о силе сгибателей и разгибателей мышц туловища. Засчитывается количество выполненных упражнений.
  5. ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ СКАКАЛКУ на двух ногах помогают судить о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции, скоростной выносливости, силе мышц ног. Засчитывается количество прыжков в одной попытке до утомления.
  6. ПРИСЕДАНИЯ, выполняемые в произвольном темпе до утомления, определяют силовую выносливость. Засчитывается количество выполненных упражнений.
  7. Сопоставьте полученные результаты с оптимальными величинами. Рассчитывают их по нижеследующим формулам, подставив вместо Н номер группы, к которой относится ваш ребенок.
Возраст 1 2 3 4 5 6
7 лет 80 + (Н х 10) 8 + Н 15 + (Н х 2) 12 х Н Н х 8 50 + (5 х Н)
8 лет 90 + (Н х 10) 12 + Н 17 + (Н х 2) 15 х Н Н х 12 60 + (9 х Н)
9 лет 100 + (Н х 10) 15 + Н 19 + (Н х 2) 18 х Н Н х 14 80 + (8 х Н)
10 лет 100 + (Н х 10) 20 + Н 22 + (Н х 2) 18 х Н Н х 20 80 + (10 х Н)

Приведем пример. Мальчик 8 лет, относящийся к IV группе, должен прыгать с места на 130 сантиметров: 90 + (4 х 10) = 130; отжаться от пола 16 раз: 12 + 4 = 18; поймать мяч в течение 30 секунд в максимально быстром темпе 25 раз: 17 + (4 х 2) = 25 и т. д.

Каждый из двигательных тестов косвенно отражает адаптационные возможности ребенка. Например, броски и ловля мяча в какой-то мере характеризуют способность ребенка к обучению навыкам письма, труда, рисования. Тест с подниманием туловища в сед из исходного положения лежа показывает готовность мышц спины и живота к длительным статическим нагрузкам на мышцы туловища, когда ребенок сидит за партой или за столом, готовя домашние задания.

Не огорчайтесь, если ваш ребенок покажет результаты ниже оптимальных. Регулярные занятия физическими упражнениями помогут ему в ближайшие полтора-два месяца догнать своих более подготовленных сверстников.

Итак, вы выявили, какие двигательные навыки и качества надо развивать у ребенка. Из предлагаемых ниже упражнений выберите те, что необходимы ему, но не более 4-5. Если в описании упражнения не указано число повторений, то его надо выполнять сначала 5-6 раз и, прибавляя ежедневно по 1 разу, постепенно довести число повторений до 25 - 30.

Лучше всего занятия проводить в виде игры, неплохо, если родители примут в ней участие. Разумеется, не следует подчеркивать, что вы сильнее, ловчее, выносливее. Иначе, потеряв надежду быть, как мама или папа, ребенок может утратить интерес к занятиям. Важно учитывать и его темперамент. Например, спокойные, медлительные дети устают быстрее, им необходимы более частые перерывы для отдыха. Зато они наиболее осознанно и добросовестно выполняют задания.

Упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых качеств и мышц ног

  1. Невысокие подскоки на месте на прямых ногах с оттягиванием носков в момент взлета.
  2. Присесть - встать.
  3. Три невысоких подскока на месте, четвертый - высокий. Приземление - на ступню с небольшим сгибанием ног в коленях.
  4. Школьники 1-го класса выполняют это упражнение по 20 прыжков 3 раза (всего 60); 2-го класса - по 20 прыжков 4 раза (всего 80); 3-го класса - по 20 прыжков 5 раз (всего 100).
  5. Со временем это упражнение можно усложнить:
    1. Подскоки с поворотом на 90, 180, 270, 360 градусов.
    2. Во время высокого подскока согнуть ноги и хлопнуть ладонями по коленам, по стопам, разводить и соединять ноги, обхватывать согнутые ноги руками.
  6. Прыжки на месте через короткую скакалку.
  7. Прыгнуть вверх, подняв руки, приземлиться, согнув колени до присяда, руки назад - вниз.

Упражнения для укрепления мышц туловища

  1. Лежа на спине, согнуть обе ноги в коленях, затем выпрямить.
    1. То же, но приближая голову к коленям.
    2. То же, приближая голову к коленям и захватив руками голени.
  2. Сидя на полу, прямые руки сзади, согнутые в коленях ноги приподнять к груди, опустить.

    То же, опираясь на локти.

  3. Лежа на спине, руки вверху. Руки вперед - сесть, руки вверх - лечь.

Упражнения для укрепления мышц рук и плечевого пояса

  1. Лежа на животе, руки в упоре. Приподняться, опираясь на ладони и колени, опуститься.
  2. То же, но прогибаясь и не отрывая бедер от пола.
  3. То же, опираясь на ладони и носки ног. Туловище прямое.

Упражнения, развивающие быстроту, ловкость, координацию движений

  1. Ударить маленьким мячом о пол перед собой, хлопнуть в ладони за спиной и поймать мяч после отскока двумя руками.

    То же, но сделав два хлопка - перед собой и сзади.

  2. Подбросить мяч перед собой на высоту своего роста, хлопнуть в ладони под мячом, над мячом и поймать его обеими руками.
  3. Стоя в двух шагах от стены, бросить мяч о стену и, поймав его двумя или одной рукой, отойти от стены еще на шаг. И так до тех пор, пока поймать мяч не удастся.
  4. Перебрасывать мяч над головой из руки в руку.

    Бег на носках по условным линиям, расстояние между которыми то расширяется до 40 - 50, то сужается до 20 - 30 сантиметров.

  5. Лежа на спине, ноги подняты под углом 60 градусов, имитировать движения велосипедиста, ускоряя их до предела; разводить и сводить ноги ("ножницы").
  6. Бег на месте с опорой на спинку стула в максимально быстром темпе в течение 4 - 6 секунд.
  7. Прыжки в стороны по "кочкам" - условным отметкам на полу.

Упражнения, способствующие развитию выносливости

  1. Подскоки на месте, непрерывно от 30 до 100 раз.
  2. Бег от 1 минуты до 3 - 5 минут.

Развитию выносливости способствует многократное выполнение любых физических упражнений. Отдых между ними должен быть от 1 минуты до 20 секунд - для учащихся 1-го класса, от 30 секунд до беспаузного выполнения упражнений - для учеников 2-го и 3-го классов.

Обязательно следите за самочувствием ребенка. Появление одышки, утрата точности движений, бледность или покраснение лица свидетельствуют о переутомлении, о необходимости отдыха или снижения интенсивности занятий.



Медмагазин с доставкой по Украине предлагает: ортопедическая обувь | ортопедическая обувь для детей | медицинская обувь | ортопедические стельки | силиконовые стельки | купить ортопедические стельки