ПРОХЛАДНЫЙ ВЕРТОГРАД
Глава 1. О хлебе ржаном
Хлеб ржаной по природе своей теплее ячменя и его лучше есть здоровым людям — он им силу подает, больным же людям следует есть пшеничный хлеб, который лучше и питательнее.
- А у кого желудок плохо переваривает, тем не надо ржаного хлеба, понеже болезнь желудка одолеть не может и с великим томлением переваривается и исходит.
- Подобает всякому человеку беречься от хлеба недопеченнаго, ибо великие и тяжкие болезни от этого рождаются, но не будем есть также или слишком мягкаго, но подождем, пусть переночует.
- Тремя способами хлеб печется: большой хлеб очень мягок, а корка его тверда и непитательна для тела и не скоро переварится, но вредительную мокрость родит.
- Хлеб, который не велик и тонок, его жар лучше пронимает и волглость из него вытянет. Но тот хлеб вяжет утробу и нескоро переваривается.
- Средний же хлеб, которой не переквашен и не пересолен, тот здравее всех тело питает, способствует доброму кровообращению, и естество человеческое укрепляет. Но приемлем его, чтобы не слишком был мягок, и не черств, как сказано выше.
- Хлеб, который растворен и испечен на вишневом соку, прикладываем к огненным чирьям, он их мягчит и отворяет.
- Хлеб, который печен с отрубями, скоро исходит, непитателен телу человеческому.
- Кисель ржаной надо есть после болезни натощак — от одышки.
Глава 2. О пшенице
Пшеница — наиболее естественная и соответствующая естеству человеческому пища. Она по природе горяча и волгостна (влажна) по мере в первой степени. А хлеб пшеничный бывает по природе горяч уже во второй степени, потому что горячности ему прибавится от жару огненного.
- Хлеб пшеничный питательнее ржаного хлеба и следует его есть нездоровым людям больше, понеже естеству человеческому силу подает и способствует кроветворному процессу.
- Если пшеничные отруби намочить в теплой воде и размешать, и процедить, как кислые щи, и принимать их с едой или в охлажденном виде, те кислые щи (напиток) очищают организм и облегчают грудь, и освобождают легкие от лишних мокрот храковных.
- Пшеница целая вареная, т.е., если смею сказать, кутья, если ее есть, заключает жилы печенные (протоки печени) и желтость селезени (селезенки) наводит, и родится от того камень в почках и в пузыре.
- Зерна пшеничные, во рту жеванные, если приложить к укусам бешеной собаки, раны заживляют.
- Елей (масло), настоянный на пшенице, если им помазать обливу (сыпь) и прыщи, и иную нечистоту телесную сгонит, и тело чисто творит.
- Муку пшеничную, смешанную с соком белены по подобию масти, прикладываем к жилам пораненным, и этим кровь, текущую из жил, останавливаем.
- Мука пшеничная, смешанная с оксимелом,— а оксимел — это русский уксус, подсыченный сладко медом пресным,— и тем если помажем обливу на лице — чисто станет.
- Отруби пшеничные, варенные в уксусе, прикладываем к надутым чирьям и к укусам ядовитых змей, и к переломленным костям — все выздоравливает.
- Пшеница, варенная с молоком коровьим, подобно каше, вельми питательна сухорлявым (худощавым) людям, которые естеством горячи и много трудятся. А которые естеством тучны и мокростны, тем того принимать не велим, потому что зарождается в них трясавичная болезнь, и грыжа, и камень в почках.
- Тесто кислое пшеничное прикладываем к твердым чирьям — оно их отмягчает и отворяет.
Глава 3. О иле пшеничном
Ил пшеничный (крахмал) тепл и волгостен по природе, а составляется он так: возьми пшеницы доброй, сколько захочешь, и вложи в воду студеную речную, и так пусть постоит пять дней и пять ночей, и помешивай каждый день, а как вода устоится, сливай и новой воды наливай. А в пятый день воду слей долой всю полностью, а пшеницы не возмути, чтобы ил пшеничный не тронулся — и потом достань того илу и положи в иной сосуд, и высуши его, а самую ту пшеницу истолки мелко и сквозь плат потри, смешав с водою, для того, чтобы не проходил ил, а что пройдет, то поставь на солнце, чтобы высохло, и мешай его часто, а как явится наверху вода, ту воду сливай, а когда станет очень сух — это будет ил (крахмал). А делается он из немолотой пшеницы.
- Тот ил пшеничный очень полезен тем людям, которые больны течением мокростным и головным, и слезное течение уймет, как бы мы его ни прикладывали.
- Ил пшеничный, толчен и варен — в ухе кислой, или в воде, по разсуждению — тогда блевание кровавое уймет, и утробу всякую заключает.
- Ил пшеничный, да мука овсяная или ячменная, обоих поровну смешать и принимать по разсуждению с сахаром, чтобы был как порох, и если эту смесь принимать — кашель уймет.
- Ил пшеничный, толчен и варен с молоком миндальным,— если ту кашу принимать, она утробу заключает.
- Ил пшеничный, смешанный с чем-либо и принятый по разсуждению, все внутренности укрепляет и члены тела укрепляет.
- Ил пшеничный сырой нельзя принимать, понеже оттого глисты внутри рождаются.
Глава 4. Об овсе
Овес есть брашно скотское, а не человеческое, но при нужде и дорогом хлебе, и из него хлеб печем. Но тот хлеб не питателен телу человеческому, и силы недает и кровь от того не рождается.
- Если пластырь делаем в муке овсяной и прикладываем — мягчит и отворяет чирьи. Если делаем пластырь в муке овсяной, да в иле (крахмале) муки пшеничной и тем помазуем прокажение на лице — тело гладко станет.
- Овес, очищенный от лузги, варенный в воде — и потом толчен и с медом пресным смешан — если принять, естественную теплость в желудок наводит.
- Мука овсяная, смешанная с белилами добрыми, и вареная в воде,— если этим кто лицо умывает, лицо станет бело и светло.
Глава 11. О бобах
- Бобы свежие по природе холодны и мягки в первой степени. Бобы вареные, каким бы обычаем их не принимать — ветрость брюху творят (пучат) и вредят желудку, также рассудок умаляют. А от скорлупы бобовой утробу крепит (случаются запоры).
- Мука бобовая толченая, если ею тело натираем — все равно каким способом это ни сделай — лицо и тело гладкими станут.
- Если кто из людей хочет, по привычке своей, бобы в еде принять, то пусть добавит к ним тмина немецкого да мяты огородной или душицы, и тогда никакого вреда они телу не принесут.
- Мука бобовая, смешанная с мукой от гунбинной травы (фенхеля) или с семенем той травы — заживляет заушицу, если прикладывать ее по подобию пластыря.
- Бобы сухие, если их поварить в воде и потом истолочь, да к тому примешать если сала топленого ветчинного, и той мазью помазать оток ножной кам-чюжный (суставный ревматизм) — тогда опухоль спадет.
- Бобы, часто принимаемые в еде, отягчают тело и все внутренние органы, а также болезнь голове и тягостный сон наводят.
- Если у кого грыжа ноет и болит в ярости, пусть возьмет муки бобовой, и смедом пчелиным смешав пополам, мажет часто.
Глава 15. О репе
-
Репа горяча во второй степени, а волгостна в первой степени. Репа вареная и принятая брюхо надымает и мокрость от нея родится в теле человеческом.
- Семя репы огородной толченое и смешанное с фирьяком (противоядие) и принятое, окорм (отраву) из нутра выведет.
- Репа лупленая и вареная в уксусе (кислое вино) и принята, нутрь холодит, но брюхо пучит и надымание творит, но тушит колеру рубию (черная кручина, меланхолия), то есть холодит горячество густой крови, от коей родится в человеке великая болезнь. И весьма питательна телу человеческому.
- Если который человек вредительную коросту имеет на теле, или чирьи, тогда да омывает тело водою, в которой репа варена, и тако тело чисто и гладко станет.
- Репа вареная в воде и потом принята со свежим молоком коровьим, поварив ее в нем, тогда пространство жилам в персех творит (позволяет легче дышать).
- Вода, в которой репа варена, если ее пить, сухой кашель уймет.
- Репа вареная и пареная с маслом древяным (оливковым) доброе ноение стомаху творит (улучшает работу желудка).
- Репа же принятая питательна телу, но не скоро усваивается, а ветрость велика от нее родится, и потому помыслы постельные движет и растение спермы творит.
- Водою, в которой репа варена, помажешь камчюг ножной, так же и грыжу в суставах (подагра, суставный ревматизм) и тако болезнь престанет.
Глава 16. О редьке
- Редька горяча и суха третией степени. Редька принятая после еды, пищеварение улучшает, но дух смердящий рту наводит.
- В редьке вода перепущеная со всем как ростет, весьма пристоит тем, кто тяжко мочится.
- Редьку есть женам брюхатым нельзя, поскольку это им вредно, а от принятия редьки менстрова их движется и секундину (послед) выгонит.
- Соком редечным если гнилыя язвы вымываешь, тогда лихое мясо (избыточные грануляции на ранах) из них выгонит.
- То же творит редька жженая, если тем язвы присыпаем.
- Сок редечный смешанный с уксусом да с медом пресным и вареный, и затем процежен сквозь ткань — очень полезен от залегания жил селезенных (закупорка желчевыводящих путей) и тем, кто страдает лихорадкой.
- Редьковые листья молодые следует варить в двух, в трех или в четырех водах. И дать ту воду пить тем, кто не может мочиться, а то листвие обвить вокруг мехиря (пенис).
Глава 18. О хрене
Хрен горяч и сух во второй степени.
- Хрен после еды принят, пищеварение улучшает и нутрь мягчит, и легостно мочу движет, а натощак принят, сохраняет человека от отравы, но пучит живот и блевание наводит.
- Соком из хренового корения, если горло полощем, тогда сквинаниева болесть (ангина) от того престанет.
- Хреново же корение жженое присыпаем к язвам, в которых дикое мясо есть (грануляции) и тако то мясо истребит; и то особая лечба к гнилым и мокрым болячкам, ибо то их сильно сушит.
- Сок из корня хренова пускаем в уши, из которых гной течет, и тако язвы во ушах заживут.
- Семя хреново толченое смешено с медом пресным по подобию мазини, и то принять, весьма полезно тем, кто не может духом собраться и откашляться, и от того та болезнь применится.
- Хрен со всем как родится принят, все равно каким способом, весьма надлежит тем, кто страждет камнем, но лучше всего людям воду перепущенную из хрена принять утром и вечером, тогда камень и болезнь из поясницы и из пузыря выгонит.
- Хрен толченый и вареный в уксусе подслащенном, и если им рот полоскать — тогда язвы ртяныя от того заживут.
- Хрен вареный в уксусе и принятый — опухоль селезенки снимет (увеличение селезенки).
Глава 19. О капусте
Капуста по природе суха и холодна в первой степени. Дикая капуста тягостна собой, а от принятия ея родится кровь вредительная, и также она тело пучит.
- Капуста вареная желудок мягчит и пищу движет, а варим ее, режучи мелко, в воде, и егда гораздо вскипит, и ту воду сливаем и наливаем другую, и в ту положим мясо или рыбу, и так от того принятия питается тело; но все же не очень, поскольку кровь вредительную умножает.
- Капуста огородная, дикая, и та, что растет по берегу моря твердыя болячки (чирьи) мягчит, отворяет и заживает, если к ним прикладывать все равно, каким обычаем это не делать.
- Капуста толченая смешена с белком яичным и если то прикладывать ко всякому ожегу, тогда раны их заживит.
- Капустные листья мелко крошеные с гунбинною травою (фенхелем) и принятые по разсуждению, коим обычаем ни буди — биение трясавичное (лихорадочное) уймет.
- Листья капустные если прикладываем ко отоку камчюжному (суставные боли) тогда оток снимет.
- Капуста вареная с семенем капустным и в питье принята — никогда человек в тот день не напьется пияного пития хмельного допьяна; и сладостен сон наводит, но вредительно очам, также и желудку, и от ее принятия польза голосу бывает, а безгласие пременяется.
- Сок капустный смешанный с вином и принятый, весьма пристоит тем, кто страдает селезенной болезнью, и тем, кто страдает желтухой.
- Если жены тот сок пьют, тогда менстрову у них движет, также и мочу в обоих полах.
- Корень капустный сожженный в пепел и принятый в питье — камень дробит и изнутри выгоняет.
- Сок морской капусты принятый с вином, исцеляет бешенство, которое бывает от укушения бешеных собак.
- Капуста, которая не через меру варена, принята, нутрь мягчит и утробу движет (способствует пищеварению), а которая через меру варена — та заключает утробу (рождает запоры).
Глава 27. О чесноке диком
- Если некий человек ослабеет постелью, тот пусть возьмет чеснока дикого (молодила) и положит его в молоко козье, пока не свернется, и молоко процедив, пусть поварит, и к тому пусть добавит желтков яичных, сколько захочет, и то принимает по три и по пять дней, тогда естество его в своем существе станет. Но женам бесплодным того не даем, поскольку существо их противоположно есть и им это вредит.
- Если кто глух, пусть тот возьмет молока женского, того, чем кормят ребенка после рождения десять или двенадцать недель, да к тому молоку пусть добавит сок той травы по всем правилам, и больной пусть капает в ухо утром и вечером по три или две капли несколько дней, тогда без сомнения вновь ему слух явится.
- Если у кого глаза гноем ночью залепляются, так что и видеть не могут, те пусть возьмут сок той травы и промывают глаза утром три или четыре дня, тогда тот гной уймется.
Глава 28. Об огурцах
Плод огуречный студен.
- Огурцы приняты вредительную мокрость телу наводят и кровь вредительная в жилах, и зимница (перемежающая лихорадка) от того рождается. От того не следует огурцы принимать всякому человеку, но только тем. кто жар имеет в стомахе (желудке), и тот плод едят без боязни.
- Вода, в которой огурцы варены, если ее принять, жажду тушит, а если к тому прибавляешь мазь, составленную из сока свороборинного цвета (шиповника или розы) с сахаром по всем правилам, тогда это средство проход движет (усиливает работу кишечника).
- Вода тем же способом смешанная, не очень хороша для тех, у кого утроба заключается (запоры) или кто жилится афедроном (потуги на низ), поскольку та вода ни низом не исходит, ни блеванием, но остается внутри, тогда вред причиняет организму человека.
Глава 30. О тыквах
Тыква холодна и влажна, а сырыми тыквы не подобает внутрь принимать, но только вареную или печеную.
- Семя тыквенное вареным принято, выгоняет вредную мокрость густую из нутри.
- Семя же тыквенное мелко толчено в вине принятое или в ином другом питье, залегание жил селезенных и печеночных отворит (откроет закупорки жел-чевыводящих путей).
- Возьми семя тыквенное, истолки его, чтобы лузга отстала, и потом те ядра вари в воде ячменной, и как устоится — ту воду сцеди и дай пить тем, кто страдает печенью. То же питье урину (мочу) движет.
- Если у кого печень опухнет (увеличение или отечность) от великого огня, тот пусть возьмет плод тыквы, чешую с него соскребет и потом толчет и сок из него выжмет, и смешает с уксусом по всем правилам, и в том бинт обмочит вдвое сложенный, и прикладывает поверх тела к правому боку, и так оток уляжется.
- Сироп тыквенный принятый — от всякой студеной болезни пособляет.
- Вода из травы тыквенной или из самой тыквы, смешанная с елеем свороборинным (масло шиповника), и тем если помазать поясницу и хребет (позвоночник), тогда биение трясовичное (лихорадку) уймет.
- Та же смесь очень помогает при угрях надутых, а принятая внутрь, жажду тушит, и кашель унимает, и внутри все размягчает и движет.
Глава 38. О сливах
Сливы на вкус кислы, а по природе волгостны и студеностны в начале второй степени, а силу имеют вычищающую и холодительную, и мягчительную.
- Сливы принятые — нутрь движут (способствуют пищеварению), но собой нескороноительны (не скоро усваиваются), а если кто их сверх меры примет, вредят.
- Листвие сливного древа, варенное в уксусе, и тем если помазать старые гнилые раны на теле, то от того помазания они быстро заживут.
- Сливы зрелые принятые больше нутрь движут, нежели сухие.
Глава 39. О вишнях
- Вишни, которые вкусом кислы, сласть (аппетит) стомаху и рту благовоние наводят. Зерна, которые в тех ягодах (косточки), полезны тем, кто страдает камнем.
- Вишни кислые на вкус утробу заключают, а те, которые сладкие — утробу движут, поэтому следует, говоря о вишнях, помнить об этих их свойствах.
Глава 46. О рябине
Рябина по природе своей студена и суха в третьей степени.
- Рябина силу имеет такую — холодит, вяжет и крепит, и болезнь выведет изо всего тела.
- Рябина заключает утробу кровавую (останавливает кровавый понос).
- Рябина более полезна мужскому полу, нежели женскому.
Глава 47. О можжевеловых ягодах
Ягоды можжевеловые горячи и сухи во второй степени.
- Если те ягоды часто держать во рту, то от того держания ветрость вредительная (заразная болезнь, эпидемия) исходит.
- Елей, сделанный из можжевелового дерева (можжевеловое масло), хорошо помогает при ломоте и грыже хребтовой (боли в пояснице), коя бывает от студености, и многим людям от того польза бывает.
- Тот же елей весьма тем помогает, кто подвержен падучей (эпилепсии).
- Тот же елей, принятый в еде все равно, каким образом это ни будет сделано, помогает при болезни меланхолией (черной кручине, одним из видов психического расстройства). А кто ест, тот всегда бывает болен желудком и уныл, а то бывает от густой крови.
- Тот же елей, тем же обычаем принят, помогает киловатым (страдающим грыжей), поскольку кишки и внутренности укрепляет.
- Если во время поветрости (эпидемии) возьмем можжевеловые ветки и положим на угли, и сделаем дым, тогда никакая аэрная нечистота (заражение воздуха) не прикоснется к человеку.
- Ягоды можжевеловые, принятые в вине или в другом каком-либо питье, очень помогают тяжко мочащимся, и болезни из поясницы выведут.
Глава 77. О яйцах курячьих
- Белок яичный кладут в лекарство — всякое где надобе лечить гной, на очи, на болячки и на всякие раны подкожные.
- Также пособляет белок на опрелину (опрелость) — в горячей воде волну (шерсть) обмочив, прикладываем.
- Желток яичный сырой или вареный в лекарство добавляем — тогда размягчает чирьи горячие (старые нарывы).
- Яйца свежие добрая еда, в кровь скоро претворяется, но яйца твердо пе-ченыя — еда грубая и липкая.
- Также яйца хорошо пособляют мужам к постельному деянию и к женскому совокуплению, а с ними к тому ести лук да репу.
- Белок пущеный в очи, слепоту очную усмиряет.
- Яйцо цело вареное с вином или с уксусом (сильно перебродившим вином) выпито, всякой понос унимает и останавливает.
- Также пять желтков яичных да три ложки вина и то выпить — пособляет кровавую утробу (кровавый понос, дизентерию) имеющим.
- Яичный белок холодит, а желток согревает.
Глава 84. О воде
- Всякая вода холодна и влажна по природе своей. Вода, если ее часто пить — вредит тем людям, которые холодны, ибо различные недуги им наводит — утробу (дизентерию), зимницу (вид лихорадки) и иные болезни, которые влагой избыточны.
- Те жены, которые много воды пьют — тогда у них через меру течение менстрово явится, бессильны бывают и в обморок впадают. От многого пития мозг холоднее становится. А коли брюхатые (беременные) жены много воды пьют — тогда они тяжко родят и с великим томлением.
- Воду холодную даем пить тем, кто страдает трясовицей (лихорадкой), которая бывает от избытка желчи. Воду даем в определенное время, когда тело больного ни горячо, ни холодно. А в то время, когда его бьет трясовица или охватывает жар-птица, ему пить не даем ни вина, ни воды, ни какого другого питья. А если же дашь — то болезнь ту продолжишь.
- Воду не стоит больным людям пить, поскольку влага и слизь в стомахе (желудке) родится.
- Вода отвариванная (кипяченая) меньше пучит, чем неотвариванная, ибо отвариванная быстрее двигается вниз.
- Воду теплую хорошо пить людям, у которых боли в кишечнике, также и тем, у которых селезень надымается (увеличение селезенки).
- Вода озерная стоячая вредна стома-ху все равно, каким способом ни приготовлена.
- Вода болотная, принятая, вредит организму, поскольку родятся от нее в селезне (селезенкё) разные болячки и телу бывает водяной оток (гидрог.озия, водянка). Нет вреднее воды, чем вода болотная.
- Вода дождевая, если собрать ее летом не во время грозы — безгласие наводит и залегание жил плюзных творит (закупорки сосудов в легких).
- Вода летом собранная и слишком теплая вредна для желудка и всему телу тяжесть наводит.
- Вода холодна, вредна, так как рождает болезни внутренние, а потому надлежит человеку беречься холодной воды.
- Между водами лучше всех та вода, которая идет во время дождя и которую собирают, когда гром гремит. По природе своей она легка, тепла и чиста.
- Между водами источниковыми лучше всех вода та, что течет с востока на запад, а та, что течет с запада — вредна и различные болезни от нее бывают.
Глава 101. О меде
- Пчела дает две вещи, необходимые человеку и Богу угодных — воск и мед.
- Мед есть сок с росы небесной, а собирают его пчелы с цветов благоуханных в лучшее время года — тот мед имеет в себе великую силу и угоден ко множеству болезней.
- Мед помогает загноившимся ранам, помутнившемуся зрению, если мазать им больные места четырнадцать раз с перерывом или пластырь накладывать. Лечит и трещины рта, воду мочевую движет, живот размягчает и кашлюющим помогает, ядовитые укусы лечит и от укусов бешеных собак исцеляет. Помогает при заживлении глубоких ран и всем членам внутренним и невиданное лекарство.
- Мед вареный помогает потрескавшейся коже.
- Мед, вареный с анисом, лечит желудок.
- Если мед с солью смешать и в уши пускать — тогда ушной шум из головы выйдет.
- А если медом голову мазать, то вши и гниды отомрут.
- Если детям мазать им десна, то зубы выростут без болезни.
- Если медом и уксусом зубы вымывать — то десны вылечит.
Глава 102. О манне
- Манна горяча и волгостна; внутрь принята — хрипление горляное, и кашель, и насморк уймет, и пространство грудем наводит (облегчает дыхание), и мозг главной вычистит.
- Кнот (жгут) сделан с манною в нос полагаем, и тако от того различную мокрость из главы вытянут, коя бывает от различных течений из мозгу главного.
- Манна же принята не дает расти болячкам, кои родятся от флегмы (излишков слизи в организме).
- Некия врачи глаголют, что манна принята в питье вредна, но более из-за того, что редко можно найти манну настоящую, чтобы не подделана была.
Глава 121. О пшене сорочинском
- Пшено сорочинское (рис) горячо и сухо в третьей степени. А кто его внутрь принимает — утробу крепит, а не следует его принимать тем, кто усовми страждет (имеет колющие боли) или ворчанье в кишках имеет (метеоризм). Но если варить то пшено в молоке коровьем с сахаром головным да прибавить масла коровьего свежего по обычаю как повар ведает и то принять — будет питать тело и добрую кровь умножит, и силу всему телу подаст.
- Если кто моет лицо водой, в которой варено пшено сорочинское, тогда морщины с лица сводит.
- Если пшено будет варено в одной воде и принято — утробу заключит (закрепит) и сперме растение сотворит, и помыслы постельные возбудит.
Глава 124. О финиках
Финики по природе своей горячи и влажны во второй степени.
- Внутрь принятые они вредную влагу творят и болезнь главе наводят, заключают жилы печенныя и селезенныя (закупорки сосудов) и от того рождается кровотечение.
- От фиников рождается густая кровь; и тем людям не следует их есть, кто горяч по природе своей и у кого часто голова болит, и в селезенке жар.
Медмагазин с доставкой по Украине предлагает: ортопедическая обувь |
ортопедическая обувь для детей |
медицинская обувь |
ортопедические стельки |
силиконовые стельки |
купить ортопедические стельки
|