Обратная связь


ДОМОСТРОЙ

Книга, называемая «Домострой», содержащая
полезные сведения, поучения и наставления
всякому христианину — мужу, и жене,
и детям, и слугам, и служанкам

Есть книги, с детства знакомые по названию, и, однако, никем никогда не читанные, даже не виданные. До недавнего времени такой была для нас и сама Библия, давшая имя всем книгам. Такой невиданной книгой был для большинства из нас «Домострой», памятный разве что по скучнейшим школьным разборам Кабанихи да «темного царства».

Но вот тьма рассеивается, и царство оказывается не таким уж «темным». В «Домострое», литературном памятнике XVI столетия, вы можете раскрыть для себя многоцветный, богатый мир быта и лада на Руси, узнать правила и обычаи, коими стоял веками Русский Дом. Автор книги (точнее, видимо, составитель и редактор) — известный церковный и государственный деятель того времени священник Сильвестр.

Многие связывают с понятием «домострой» представление о чем-то устарелом, отсталом, ненужном. На это совсем не так. Домострой никогда не устареет. Пока существует семья, дом, хозяйство, нужен порядок и умение навести его в себе самом и вокруг себя: в быту, отношениях с близкими, окружающем мире.

Именно такова последовательность глав «Домостроя»: от заботы о пользе души — к заботе о благе ближних, семьи — и к заботе хозяйственной. Книгу можно разделить условно на три части. Первая (главы 1—15) повествует о «духовном строении», то есть содержит наставления преимущественно религиозного характера. Во что должен веровать христианин (гл. 2), как принимать Святое Причастие и прикладываться к иконам (гл. 3), как почитать священников и монахов (гл. 5), как украшать дом иконами (гл. 8), как организовать дома семейную молитву (гл. 12), как молиться в церкви (гл. 13), как проводить религиозное воспитание детей (гл. 15).

Вторая часть (главы 16 — 29) посвящена «мирскому строению», то есть вопросам семейных отношений. Как дочерей с приданым выдавать замуж (гл. 16), как детям отца и мать любить и беречь (гл. 18), как женам рукодельничать (гл. 19) и вести домашнюю работу (гл. 22), как лечиться от болезней, физических и духовных (гл. 23), как планировать приход и расход (гл. 26 и 27), как учить мужу свою жену (гл. 29).

Третья часть (главы 30 — 63) разъясняет «домовное строение», то есть содержит хозяйственные рекомендации на все почти случаи жизни. Как кроить одежду (гл. 31), как наводить в комнатах порядок (гл. 32), как жене советоваться обо всем с мужем (гл. 34), «наказ о пьянстве» (гл. 36), как женам носить платья (гл. 37), как запасать продукты (гл. 40 и 42) и как их хранить (гл. 43 — очень для всех нас сегодня актуальная), как разводить сад и огород (гл. 45), как пиво варить (гл. 47), как готовить яства постные и мясные (гл. 51) и т. д.

Особняком стоит заключительная, 64-я, глава книги: послание Сильвестра его сыну Анфиму, которому как бы и посвящен весь «Домострой». Эту главу мы и предлагаем вниманию читателей.

64. Послание и наставление от отца к сыну

Благословение от благовещенского попа Сильвестра возлюбленному моему единородному сыну Анфиму.

Милое мое чадо дорогое! Послушай наставление отца твоего, родившего тебя и воспитавшего в добром поучении и в заповедях Господних, Страху Божьему и Божественному писанию ты научен, и всему закону христианскому, и промыслу доброму, во всякой торговле и во всех товарах; и святительское благословение имеешь, и царское государево жалование и государыни царицы, и братьев его, и всех бояр; и с знатными людьми водишься, и со многими иноземцами в большой торговле и в дружбе состоишь: все блага получил, так умей продолжить и совершить. Как все это начато нашим попечением, так и после нас соблюдал бы тебя Бог так же жить.

И законным браком сочетал тебе от добрых родителей благодарную дочь, и благословил тебя всякой святыней: честными крестами, и святыми образами,— и благословенным прибытком, который, думаю, от праведных трудов, а чего не знаю, Бог мне судья.

А ныне, сын Анфим, предаю тебя, вручаю и оставляю Создателю нашему доброму и Хранителю — Иисусу Христу и Его Матери, Пречистой Богородице, заступнице нашей и помощнице, и всем святым. Как сказано в Писании: «Позаботься детей оставить наставленными в заповедях Господних — это лучше неправедного богатства: пусть и в праведном убожестве — да не в неправедном богатстве».

И ты, чадо, берегись неправедного богатства и твори добрые дела, имей, чадо, великую веру в Бога, всю надежду возлагай на Господа, ибо никто, уповающий на Христа, не погибнет! Всегда с верою обращайся к святым Божиим церквам, заутрени не просыпай, обедни не прогуливай, вечерни не пропусти и не пропивай, повечерие, полунощница, и часы в доме твоем всегда бы во все дни пелись — то каждому христианину Божий долг. Если сможешь, по временам по своему желанию прибавь молитвенное правило,— большую милость от Бога получишь. В церкви Божией и дома на молитвенном правиле, и во всяком молении самому, и жене, и детям, и домочадцам стоять, с благоговением Богу молиться и со вниманием слушать, отнюдь в это время ни о чем не беседовать, не озираться по сторонам, разве что очень нужно; правило келейное или церковную службу читать в один голос и чисто, а не вразнобой. Священников и монахов почитай: они слуги Божий, очищающие нас от грехов, они имеют дерзновение молиться Господу о наших грехах и склоняют Бога к милости.

Повинуйся, чадо, и жена твоя, отцу духовному и всему священническому чину во всяком духовном наставлении; в дом свой приглашай их помолиться о здравии царя-государя и царицы, и за детей их, и братьев его, и за священников, и за монахов, и за всех христиан. И о согрешениях своих и домочадцев своих молебны совершай; чтобы воду святили с Животворящего Креста и со святых мощей и с чудотворных образов. Во здравие елеем освящают больного в церквах Божиих — так же и ты поступай: приходи с милостыней и с дарами во здравие, и преставившихся родителей поминай во всей чистоте, и сам будешь помянут Богом. Церковников, и нищих, и маломощных, и бедных, и скорбных, и странников приглашай в дом свой, и, как можешь, накорми, напои, и согрей, и милостыню подай от праведных своих трудов, ибо и в дому, и в торгу, и в пути милостынею очищаются грехи: они — ходатаи перед Богом о наших грехах.

Имей, чадо, истинную справедливость и любовь нелицемерную ко всем, не осуждай никого ни в чем, о своих грехах думай, как их избыть; чего сам не любишь, того и другому не твори, и сохраняй чистоту телесную пуще всего да наступи на совесть свою, как на лютого врага, и возненавидь, как милого душетленного друга. Хмельного пития, Господа ради, отвергнись, ибо пьянство — болезнь и все дурные поступки им порождаются. Если от этого сохранит тебя Господь, все благое и полезное от Бога получишь, и пред людьми честен будешь, и душе своей просвет откроешь на всякие добрые цела.

Помни, чадо, апостольское слово: не надейтесь — ни пьяница, ни блудник, ни прелюбодей, ни содомит, ни вор, ни разбойник, ни клеветник, ни убийца царства Божьего не наследует! И если какая страсть увлекла тебя, чадо, или в грех какой впал,— прибегни к Богу с теплою верой и к отцу духовному с горькими слезами, и плачь о грехах своих, и кайся искренне больше таковых не творить, и заповедь отца духовного соблюдай и епитимью исполняй: милостив Господь — праведных любит, грешных милует, всех призывает к спасению.

Итак, береги и храни себя в праведном христианском законе, удержи язык свой от зла и уста свои, чтобы не говорили лесть, храни себя от лжи, от похвал и от клеветы и сам ни в чем не заносись: унизь себя пуще всех людей — увидишь славу Божию.

Никого, чадо, не презирай, и во всякой нужде помни, как мы прожили век, никто не вышел из дома нашего голоден или печален, как могли, все нужное каждому человеку Бога ради давали и печального словом вылечивали. Кому, как можно, мы помогали Бога ради и ссужали всячески, а Христос нам невидимо обильно посылал свою милость, всякие блага.

И не помысли мы никогда никому злого, разве что по недомыслию, но без лукавства.

Чадо, люби монахов, и странники в доме твоем всегда бы кормились, также и в монастыри с милостыней и с кормом приходи, и заключенных в темницах, и убогих, и больных посещай, и милостыню посильно давай.

А домочадцев своих одевай и корми в достатке, и жену свою люби, и живи с ней в законе по заповеди Господней: в воскресенье, в среду и в пятницу, и по праздникам Господним, и в Великий пост в чистоте пребывайте, в посте и в молитве, в покаянии и всякой добродетели: жизнь по закону — во славу Бога и в жизнь вечную, а любодеев и прелюбодеев судит Бог.

Что сам, чадо, знаешь, тому и жену учи, страху Божию во всем, всякому знанию, и промыслу, и рукоделью, и домашнему обиходу, и всякой готовке: сама бы умела и печь, и варить и всякую домашнюю стряпню, и всякое женское рукоделье — когда сама все знает и умеет, сможет и детей и слуг всему научить, и распорядиться и наставить во всем.

И сама бы хмельного пития отнюдь не любила, и дети и слуги у нее того не любили бы тоже, и никогда бы жена без рукоделья ни сама ни на час не оставалась, разве что заболеет, и слуги ее также.

Если же в гости пойдет или у ней гости, никогда бы сама пьяна не была, и с гостями беседовала о рукоделье, да о домашнем хозяйстве, и о праведном христианском житии, а не насмешничала бы и не сплетничала бы ни о ком; в гостях и дома песен бесовских, сквернословия, и блудных речей, и грубых слов сама бы не произносила и того ни от кого бы не слушала и слуги ее также; ни волхвов, ни кудесников, ни всяких заговоров не знала бы и в дом не пускала бы ни колдунов, ни ведьм.

Если же жена не понимает этого, накажи ее, страхом спасая, но не гневайся на жену, а жена — на тебя. Поучай наедине, да, поучив, успокой, и пожалей, и приласкай ее. Также и детей и домочадцев своих учи страху Божию и всяким добрым делам, ибо тебе ответ за них дать в день Страшного суда. Если станете жить по нашему поучению и по этому написанию, великую благодать у Бога обретете и вечную жизнь наследуете с домочадцами своими.

Да держись, чадо, добрых людей во всяком чине и звании и добрым делам подражай, внимай хорошим словам и исполняй их. Почаще читай Божественное Писание и влагай в сердце на пользу себе.

Видел ты сам, чадо, как в жизни этой жили мы во всяком благоговении и страхе Божием, и в простоте сердца, и в церковном прилежании, поучаясь всегда Божественным Писанием; и как были мы по милости Божьей всеми почитаемы и всеми любимы; всякому в нужном угодил я и делом, и служением, и покорством, а не гордыней, не прекословием; не осуждал никого, не высмеивал, не укорял, ни бранился ни с кем, а пришла от кого обида — мы Бога ради терпели и винили себя, и потому враги становились друзьями.

А если какою виною душевной или телесной согрешил я пред Богом и пред людьми, тотчас о том я винился пред Богом за грех свой и отцу своему духовному каялся со слезами, усердно прося прощения, духовным его советам с любовью следовал, что бы он ни повелел.

И если меня кто в моем прегрешении или грубости уличит, или кто духовно наставит, или кто с насмешкой поносит меня и укоряет,— все я с благодарностью принимал, если то было правдой, и каялся в том, и то от дел таковых удалялся с Божией помощью. Если в чем и не повинен был и не справедливы были сплетни и брань, или насмешка какая, или укоризна, или удары,— все равно я во всем винился и не оправдывался пред людьми, а Бог праведным своим милосердием восстановит правду. Вспоминал я слова Евангелия: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте клянущих вас, молитесь за творящих вам пакости и изгоняющих вас; ударяющему тебя по щеке подставь и вторую щеку, и не препятствуй отнимающему у тебя одежду твою и сорочку; и каждому, просящему у тебя, дай, у отнимающего твое не требуй обратно, и если кто заставит тебя идти с ним одно поприще,— пройди с ним два». И припоминаю еще молитву пред причастием: «Господи, дай мне милость к ненавидящим меня, враждующим со мною, поносящим меня, клевещущим на меня; пусть никто никогда из них из-за меня, нечистого и грешного, не пострадает ни в нынешнем, ни в будущем веке, но прости им милостью Твоею и покрой их благодатью Твоею, Всеблагий!».

Тем всегда утешал себя, что не погрешил никогда против церковной службы от юных лет и до сего времени, разве что был болен. Ни нищего, ни убогого, ни странника, ни скорбного, ни печального никогда не презрел я, разве когда по неведению, и из темниц больных и пленных, и должников из рабства, и во всякой нужде людей по силе своей выкупал я, и голодных, как мог, кормил, рабов своих всех освободил и наделил их, и других выкупал из рабства и отпускал на свободу. И все наши рабы свободны, богатыми домами живут, как ты видишь, и молят за нас Бога, и всегда наши доброхоты. А кто забыл нас — Бог его простит во всем. А теперь домочадцы наши все свободны живут, у нас по своей воле, видел ты сам, чадо мое, сколь многих нищих, сирот и рабов, убогих мужского полу и женского, и в Новгороде, и здесь, в Москве, вскормил и вспоил я до зрелости, обучил, кто чему достоин, многих грамоте, и писать, и петь, иных — иконному письму, других — книжному искусству, тех — серебряному делу и прочим всем многим ремеслам, а кого разными товарами обучил торговать.

А мать твоя воспитала в добром наставлении многих девиц и вдов, бедных и убогих, обучила рукоделию и всякому домашнему обиходу и, наладив приданым, выдала замуж, а мужчин поженили у добрых людей,— и все те, дал Бог, свободны, живут состоятельно, многие в священническом и дьяконском сане, и в дьяконах, и в подьячих, и во всяких чинах: кто для чего родился и в чем кому благоволил Бог быть,— одни занимаются разными промыслами, а многие торгуют в лавках, многие и в купечестве в различных землях ведут торговлю.

И Божьею милостью от всех тех наших воспитанников и сослуживцев ни срама, ни убытка, ни претензий от людей, ни людям от нас, ни тяжб ни с кем не бывало: во всем Бог хранил покамест. А от кого нам, от наших вскормленников, досада и убытки многие и великие бывали, так во все мы на себя несли, никто того не слыхал, а нам то Бог вспомнил.

И ты, чадо, тому же подражай и так поступай: всякую обиду в себе пронеси и перетерпи, Бог вдвойне вознаградит.

Не знал я другой жены, кроме матери твоей: как принесли с ней обеты, так и исполнили. О Боже, удостой Христе, скончать жизнь свою по-христиански в заповедях твоих!

Живи, чадо, по христианскому закону во всех делах без лукавства и без всякой хитрости к людям, да не всякому духу верь, доброму подражай, лукавых и закон преступающих во всяких делах, отнюдь не люби. Законный брак со всей твердостью соблюдай до кончины живота своего, чистоту телесную храни: кроме жены своей, не знай никого и также пьянственного недуга берегись — в тех двух причинах все зло заключается, до преисподнего ада: и дом пуст — и именно разорение, и от Бога не помилован, и пред людьми бесчестен, обсмеян и обруган, и от родителей проклят.

Если же, чадо, тебя от такого зла Господь сохранит, закон соблюдешь по заповеди Господней, и от хмельного питья воздержишься, и добродетельно проживешь, как богобоязненные люди, тогда ты от Бога помилован будешь пред людьми, честен. И наполнит Господь дом твой всякою благодатью.

И еще помни: гостей приезжих у себя корми, с соседями и со знакомыми в дружбе живи, хлебом-солью, в доброй сделке и взаимной ссуде. А поедешь куда в гости — подарок не дорог, вози за любовь. А в пути от стола своего есть подавай хозяевам дома (где остановился) и приходящим, и их с собою сажай за стол, и питьем их угощай. А маломощным милостыню подавай.

Если так поступаешь, то везде тебя ждут и встречают, а в путь провожают — от всякого лиха берегут: на стоянке не обкрадут, а на дороге не разграбят. Потому-то и говорят: кормят доброго до добра, а лихого от лиха (тот на добро обратится), во всем том убытка нет добрым людям. Хлеб-соль дело нажитое, и подарки также, а дружба навек, да добрая слава.

Ни в пути, ни в пиру, ни в торговле сам никогда брани не начинай, а кто облает — терпи Бога ради, а от брани уклонись: добродетель злобу преодолевает. Ибо Господь гордым противится, смиренного любит, а покорному дает благодать.

Если же людям твоим случится с кем переругаться, так ты своих побрани, а крутое дело — так и ударь, хоть и твой прав, тем брань успокоишь, к тому же убытка и вражды не будет. Да еще недруга напоить-накормить хлебом да солью, глядишь, вместо вражды — дружба.

Вспоминай великое милосердие Божие к нам и заступление от юности и до сего времени. На поруки не брал никого, и меня не брал никто ни в каких делах и на суде не бывал ни с кем, ни в истцах, ни в ответчиках.

А видел ты сам, в мастерских во многих разных ремеслах мастеров у меня бывало всяких много: иконники, переписчики книг, серебряные мастера, кузнецы и плотники, каменщики и кирпичники, и строители городских стен, и всякие мастера; денег давалось им на ремесло наперед по рублю, и по два, и по три, и по пяти, и по десяти, и больше; и хоть многие были мошенники и бражники, но со всеми теми мастерами за сорок лет, дал Бог, разошлись без раздоров, и без судебного пристава, и без всякой кручины: все то мирено хлебом, да солью, да выпивкой, да подарком, и всякою добродетелью да своим терпением.

Если же сам у кого что купливал, так ему от меня милая разласка, без волокиты платеж, да еще хлеб-соль сверх того: вот тебе и дружба навек, и никогда мимо меня не продаст, и худого товару не даст, и за все меньше возьмет. Кому же что продавал, все в любовь, а не в обман; кому не понравится мой товар, я назад возьму, а деньги отдам. Ни в купле, ни в продаже ни с кем ни тяжбы, ни брани не было, так что добрые люди во всем мне верили, и здешние, и иноземцы — никому и ни в чем не солгано, не обмануто, не просрочено; ни в ремесле, ни в торговле; ни кабалы, ни записи на себя ни на чем я не давал, и лжи никому ни в чем не бывало.

Видел и сам ты, какие великие схлестки со многими были людьми, да все, дал Бог, без вражды кончалось. А ведаешь и сам, что не богатством жили мы с добрыми людьми,— правдой, да лаской, да любовью, а не гордостью, и без всякой лжи.

Чадо мое любимое, Анфим, то, о чем наставлял я тебя и всячески поучал добродетельному и богодухновенному житию и о чем неумелое это писание худого моего поучения тебе передал,— молю тебя, чадо, Господа ради и Пречистой Богородицы и великих чудотворцев, прочти с любовью и со вниманием и напиши его в сердце своем. И, прося у Бога милости, и помощи, и разума, и крепости, и всего, уже именованного, с любовью и делом, тому же и жену поучай и наставляй, и детей своих и домочадцев всех учи страху Божию и добродетельному житию.

И если сам все это исполнишь, и научишь жену и детей, и рабов и рабынь, и всех ближних своих и знакомых,— то и дом свой добре устроишь, все блага от Бога обретешь и вечную жизнь наследуешь со всеми живущими с тобой.

Но если, сын, моему молению и наставлению не внемлешь, и по этому писанию жить не станешь, подобно другим добрым людям и богобоязненным мужам, и заповеди отца духовного не будешь соблюдать, и не послушаешься поучений богоносных мужей и чтения Святого Писания, и христианского праведного закона не соблюдешь, и о домочадцах своих не порадеешь,— то я твоему греху не причастен, сам о себе, и о домочадцах своих, и о жене дашь ответ в день Страшного суда.

Если же, чадо мое возлюбленное, хоть эти малые заповеди худого моего наставления соблюдешь и по нашему пути пойдешь, если слов моих послушаешь и делом их оправдаешь, то будешь сын света и наследник небесного царства, и будет на тебе милость Божия и Пречистой Богородицы, Заступницы нашей, и великих чудотворцев Николы, Петра, Алексия и Сергия, и Никона, и Кирилла, и Варлаама, и Ачександра, и всех святых, и родительская молитва, и мое вечное на тебе благословение отныне и до века.

И благословляю тебя, чадо мое, и прощаю в сем веке и в будущем, пусть будет на тебе милость Божия, и на жене твоей, и на детях твоих, и на всех ваших доброхотах отныне и до века.

Чадо мое единственное и любимое, Анфим, соизволил Бог и благочестивый православный царь-государь велел послужить тебе в своей царской казне и таможенных дел. И теперь говорю тебе, чадо, и со слезами молю: «Господа ради помни царский наказ, прося у Бога помощи и разума от всей души и от всего помышления. Служи верой и правдой без всякой хитрости и без всякого лукавства во всем государевом деле; другу не удружи, недругу не мсти, и волокиты чтоб людям ни в чем не было, всякого обслужи с любовью и без брани; а не успеется, так ты добрым словом ответствуй, и срок прибавив, без штрафа, отпусти.

А в торговле поступай ласково, чтобы служба твоя не была душевредной государю ни в чем. Сам же сыт будь благословенным царским жалованьем, а все государственное у тебя было б всегда на счету и на заметке, в записи — и приход и расход. Казначеям будь послушен, с товарищами советуйся, к подьячим, мастерам, и сторожам строг и доброжелателен, и с любым человеком приветлив.

А бедных, и скорбных, и пленных всегда без волокиты разбери, и от себя по возможности накорми, и напои, и милостыню дай, по человеку смотря; а случится суд, всякому человеку, богатому и убогому, другу и недругу, если дело его истинно и праведно, без волокиты и без всякой хитрости его заверши, по словам Евангелия: «Не по лицам судите сынов человеческих, но праведный суд судите: каким судите судом, таким судится и вам, и какой мерою мерите, такой и вам воздается».

Слава Свершителю Богу ныне и во веки веков.
Аминь.



Медмагазин с доставкой по Украине предлагает: ортопедическая обувь | ортопедическая обувь для детей | медицинская обувь | ортопедические стельки | силиконовые стельки | купить ортопедические стельки