Обратная связь





МАГИЯ - ДЕЛО ТОНКОЕ

В XIX веке всевозможные магические операции были естественной частью обыденной жизни у многих людей в России. Магия применялась для предупреждений, диагнозов и лечения болезней, для зашиты от воров и грабителей и их обнаружения. Магические операции использовали, когда хотели завоевать чью-либо любовь или разрушить чье-либо семейное благополучие. Отправляясь в дальнюю дорогу, магическими обрядами ограждали себя от несчастий, которые могут случиться в пути. К чародейству прибегали, когда желали добиться расположения сильных мира сего или отомстить ненавистному врагу.

Однако чаще всего к магии, к помощи колдунов и знахарей человек обращался, попадая в тяжелое положение, из которого не мог найти выход сам.

"Вмазывание в чело" - так назывался обычай, связанный с желанием вернуть себе похищенные деньги или по крайней мере отомстить вору. "Челом" называется начало трубы над устьем печи. Потерпевший обращался за помощью к знахарю. Тот откалывал от трубы немного глины и замазывал в это место рублевую бумажку.

Смысл операции состоял в том, что как рублевка во время топки печи сохнет от жара, так и человек, укравший деньги, будет хворать и худеть. Иногда - утверждали знахари - вор мучается до такой степени, что приходит с повинной или посылает кого-нибудь к владельцу денег с мольбой простить его и "вынуть из чела".

Если похищены были не деньги, а вещи, в чело вмазывалось то, что от них осталось. Например, лоскут той материи, из которой шили украденное платье. В некоторых местах замазывали в чело живую мышь.

Когда у коровы портилось молоко, его кипятили. Колдун, напустивший порчу, должен был ощущать при этом боль, вынуждавшую его идти с какой-либо просьбой в дом, в котором кипятили молоко.

Магические действия широко применялись в семейной жизни. В Архангельской губернии нитки, выдернутые из савана покойника, жены зашивали в одежду своих мужей для того, чтобы укротить их крутой нрав.

Важнейшую роль различные магические процедуры играли в народной медицине. Когда вспыхивали эпидемии и эпизоотии, главным средством прекращения распространения болезни было "опахивание". Суть его состояла в проведении черты, через которую болезнь не может перейти.

Изолировались отдельные дома и целые селения. Опахивали обычной сохой, а иногда и бороной. В различных местах процедура совершалась по-разному. Иногда в соху впрягивались молоденькие девицы, иногда - вдовы и старые девы. Участницы обряда были в белых рубашках, с распущенными волосами, без платков и поясов. Бывало и так, что они раздевались донага. Интересно, что, хотя церемония была чисто женской, в последнем случае в ней принимали участие мужчины.

Один из способов борьбы с холерой состоял в том, что ее "рубили и выметали". Когда несли покойника на кладбище, впереди шла девушка и топором рубила землю. Шествие замыкала вдова, метлой заметавшая оставленные на дороге следы топора.

Магические действия применялись и при лечении всех болезней. При продолжительных болях в пояснице - в простонародье их называли утин или уцин - домашние выбирали "легкого на руку" человека и давали ему веник и косарь. Другой член семьи выходил за чем-нибудь из избы. После этого больной ложился поперек порога, головой к сени.

"Легкий на руку" человек, положив на спину больному веник, начинал рубить его косарем. В это время возвращался вышедший из избы родственник и спрашивал: "Что ты делаешь?" - "Уцин рублю". - "Руби, руби его!" Процедура повторялась трижды.

Если у человека внезапно заболевала спина, он шел к ворожее, обладавшей змеиным топором или палкой, ложился на пол, на средний переруб избы. Ворожея клала на больное место веник и легонько била по нему топором или палкой, трижды повторяя: "Тебе, змея, на изголовье, а (имя больного) на здоровье". Потом больной спрашивал ворожею: "Что рубишь?" - "Притку",- отвечала та. "Руби ее больнее" - говорил больной. Затем знахарка читала молитву, а веник с размаху швыряла к порогу.

При головных болях привязывали к подошвам ног и затылку глину, смешанную с уксусом, сыпали в горшок, наполненный горячими углями, киноварь и сажали тут же укутанного как можно теплее больного, которого заставляли держать над горшком раскрытый рот.

Если ломило руки или ноги, надо было найти на дороге какую-нибудь кость, Потереть ею больное место, а затем отнести туда, где она лежала, и оставить там.

Когда человек падал в воду и сильно пугался, для предупреждения дурных последствий "переполоха" советовали выжать из намокшей одежды воду на руку и выпить ее.

Если же причиной испуга была собака или лошадь, следовало выстричь немного шерсти этого животного и окурить ею пострадавшего.

Д

ля того, чтобы отогнать лихие сны, лечебник XVIII века советовал, перед тем как спать, сесть на постель, провести вокруг себя ножом, сказать: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь!" - и тут же наотмашь воткнуть нож в стенку.

Больные желтухой брали в руки живую щуку и смотрели на нее до тех пор, пока она не "уснет", вешали себе на шею живого линя, в течение трех дней пили по утрам яичный желток.

От цинги натирали десны нюхательным табаком.

При болях в горле шею обматывали шерстяным чулком с правой ноги, терлись горлом о край печи.

При чесотке жарко натапливали баню и после окончания хвостанья (стегания себя веником) натирали больное место золой из печи; растирали вместе яичный желток, крапиву и соль и мазали больное место; резали на кусочки ветчинное и говяжье сало, взятые поровну, растапливали, вынимали жильные перепонки, смешивали сало с солью и водой, варили до густоты сметаны и натирали полученной массой тело, парясь в бане; мазали больные места смешанным с уксусом мелко растертым обожженным кирпичом.

Для избавления от бородавок на нитке завязывали столько узлов, сколько было бородавок, и клали ее под двери или зарывали в землю. Бородавки должны были исчезнуть, как только нитка сгниет.

Были и другие методы сведения бородавок. Например, их терли чистыми яблоками без крапинок, а затем зарывали яблоки в землю. Терли бородавки горстью конопли, которую бросали в огонь или птицам. Делали на палке столько зарубок, сколько бородавок, и бросали на улице или перекрестке дорог - кто поднимет, на того перейдут бородавки.

Для того, чтобы передать бородавки кому-нибудь, поступали и так: терлись больной рукой о руку другого человека или терли бородавки мочалкой в чужом доме.

А кровотечение останавливали так: обводили рану трижды указательным пальцем, говоря при этом: "Стань на камень, кровь не канет; стань на железо, кровь не полезет; стань на песок, кровь не течет".

Для того, чтобы вылечить запойного пьяницу, клали живую щуку в вино на 12 дней. Протухшим настоем поили пьяницу, приговаривая: "Как щука не терпит вино, так бы не терпел его раб Божий (имя пьяницы)". Давали алкоголикам цветы грецкого ореха в вине, пиве, молоке. Обмывали вспотевшую лошадь вином и поили им хмельных. Поили пьяниц и разведенной в воде золой из церковного кадила.

Любопытно, что кадильный пепел иногда использовали для мести. Его подсыпали в питье начавшей "гулять" девушке, отчего она непременно должна была забеременеть. Предполагалось, что особенно сильно действует пепел, разведенный в водке.

К самым распространенным и сильным средствам, защищающим от всех видов нечисти, принадлежал пояс. И мужчины, и женщины не снимали его ни днем, ни ночью. "Без пояса ходить - грех",- говорили в народе. Особенно неприличным считалось молиться, обедать и спать без пояса. По народному поверью, подпоясанного человека боится бес.



Медмагазин с доставкой по Украине предлагает: ортопедическая обувь | ортопедическая обувь для детей | медицинская обувь | ортопедические стельки | силиконовые стельки | купить ортопедические стельки